Blizzard, некогда самая человечная из всех игрокомпаний мира, за каких-то несколько лет разрослась до неимоверной степени и выпестовала внутри себя немыслимые корпоративные правила. Ее официальные лица никогда не раздают эксклюзивов и вообще не говорят ничего, что не описано в плане продвижения продукта в текущем маркетинговом сезоне. Во время интервью к разработчикам приставляют специального человека, который внимательно следит, чтобы творческие люди не сказали ничего лишнего, и страшно вращает глазами всякий раз, когда те вдруг начинают шутить или говорить что-то за пределами разрешенного сценария.
Как нас учит история, ни к чему хорошему подобные вещи внутри игрокомпаний обычно не приводят, но вот что удивительно: в случае с Blizzard «корпоративность» каким-то непостижимым образом не оказывает ровно никакого влияния на конечный продукт. Эти люди по-прежнему делают лучшие игры на Земле, и Diablo 3 — как раз одна из них.
Черти в омуте
Из 20 минутного ролика (см. выше) становится предельно понятно, как выглядит и играется Diablo 3, поэтому перед тем, как читать дальше, рекомендуем с ним ознакомиться, потому что ниже по тексту пойдут исключительно детали.
Сюжет третьей части начинается спустя двадцать лет после событий Diablo 2: Lord of Destruction. Истории о Диабло, Баале и Мефистофеле уже стали легендами, поэтому к новому нашествию демонов никто не был готов. Кто именно станет главным гадом в третьей части, не уточняется, однако Blizzard всячески намекают, что новая война с демонами стала самой разрушительной для людей, поэтому практически весь Санктуарий (так, собственно, называется мир Diablo) оказался разрушен и завоеван силами ада. Главгерой начинает игру в Тристраме (том самом городе, где когда-то под старой церковью поселился Диабло), но по ходу игры ему предстоит пройти через все королевство и посетить практически все населеные пункты из двух предыдущих игр. Из нового Blizzard упоминают разве что столицу Санктуария Калдеум, огромный город на перекрестке важных торговых путей.
Вообще говоря, проработке игрового мира в Diablo 3 уделяется какое-то повышенное внимание — авторы активно исповедуют философию «мир должен рассказывать истории», и в Париже приводили пример того, как это выглядит. Вот вы, одинокий и злой, идете среди трупов по полю недавно прошедшей битвы выполнять очередной квест, но если вдруг на секунду замедлите шаг и обратите внимание на петляющую между камней тропинку крови и решите посмотреть, куда она идет, то наткнетесь на умирающего где-то на отшибе воина, который расскажет, как проходило сражение. И что самое главное, это будет не специально заготовленный скрипт, а совершенно случайное событие: в третьей части случайным образом генерируется не только карта игрового мира, но и события, которые в нем могут случиться. Проще говоря, даже в пятый раз подряд проходя игру, вы имеете все шансы увидеть что-то новое: пройти новый квест, убить нового мини-босса или просто послушать новый диалог персонажа второго плана.
Откуда рога растут
К вопросу о том, как это играется: в Diablo 3 все построено примерно на том же принципе, что и в другом недавнем (хотя какой там — уже год прошел!) Blizzard-анонсе — StarCraft 2. То есть, по общим ощущениям, игра настолько сильно похожа на две предыдущие части, что в какие-то моменты становится даже не по себе. Несмотря на полностью трехмерный движок, камера закреплена в знакомой «изометрии», а управление главгероем сводится к классическому «клик-клик-клик-клик».
Как и раньше, у каждого игрового класса будет два основных параметра — жизнь и мана, первую вам расходуют демоны, а вторую вы расходуете сами на заклинания и спецспособности. На сегодняшний день какие-то подробности известны только о двух классах из пяти обещанных. Первый — варвар, который практически никак не изменился со времен Diablo 2 и все так же носится с двумя топорами в руках, с жутким ревом в прыжке разрубает пополам демонов и бойко крутится вокруг своей оси, размахивая боевым молотом. Второй — Witch Doctor, такой папуасский шаман в перьях, призывающий из-под земли лесных духов и активно кидающийся файерболами, а в бою представляющий собой нечто среднее между некромантом и волшебницей. Кстати, еще один примечательный момент: в Diablo 3 вы сможете выбирать не только профессию, но и пол главгероя.
Интерфейс за двенадцать лет со времен выхода первой части перенес ряд серьезных модернизаций и теперь больше всего на свете похож на World of Warcraft (почему так получилось, догадаться несложно). Как и в главной онлайн-RPG современности, внизу экрана располагаются основные заклинания и скиллы, которые вызываются горячими клавишами от 1 до 9, а инвентарь персонажа ну очень похож на варкрафтовскую «сумку». Тут, однако, не все так просто: в Париже Blizzard неоднократно повторяли, что в Diablo 3 планируется какая-то хитрая и интеллектуальная система организации вашего вещмешка, но, как водится у этой компании, «подробности будут когда-нибудь потом».
Зато из действительно интересных вещей в новом Diablo была совершенно неожиданно обнаружена… физика. Впрочем, крайне избирательная: по ходу сражений можно разрушить пару-другую объектов, поджечь файерболом случайное дерево или даже устроить где-нибудь на дороге завал с целью побить летящими камнями каких-нибудь монстров, но делать это можно далеко не всегда и в строго отведенных местах. Тем не менее для консервативной Blizzard это уже серьезный шаг вперед.
В этом году Gamescom 2009, крупнейшая европейская игровыставка, совпал по времени с проведением ежегодного BlizzCon — всеамериканского слета фанатов компании Blizzard и ее игр. Специально для тех, кому было очень нужно и туда и туда, в одном из холлов кельнского выставочного центра эти прекрасные люди организовали прямую трансляцию из США.
Так как игр у Blizzard немного (правда, те, что есть, собирают десятки миллионов фанатов), то обычно от «Близкона» ждут всяких интересных анонсов и премьер. С премьерами в этот раз оказалось стандартно: третий по счету аддон к вечнозеленому World of Warcraft — это, конечно, очень круто, но ожидаемо. Зато вот анонс новых подробностей о Diablo 3 неожиданно оказался лучшим поводом еще раз поговорить об этой игре. Еще бы, ведь на Gamescom нам под бдительным взглядом людей из Blizzard удалось целый час провести за прохождением закрытой демоверсии одной из самых ожидаемых игр в мире.
Дьявол в деталях
В плане внутреннего устройства Diablo 3 настолько похожа на предыдущую серию, что первое время приходится даже искать отличия. Локации — все такое же гигантское, генерируемое случайным образом пространство, только теперь в нем, несомненно, добавилось деталей. Интерфейс — по-прежнему сосредоточен на двух кнопках мыши, разве что умения и активные заклинания персонажа сгруппированы в одном стеке внизу экрана, по всем канонам World of Warcraft. Окошко квестов, кукла для примерки редких шмоток, связка свитков с заклинанием Identify и горки разноцветных синих и красных бутылочек — все это оказалось таким родным и знакомым, что как будто и не было последних десяти лет, всякой эволюции жанров и прочей мирской суеты.
Серьезные отличия начинаются, когда из-за первого же бархана выглядывают визжащие импы. Динамика в Diablo 3 не то чтобы стала быстрее, но экшен выглядит более интенсивным, концентрированным. Причем видео не передает и доли этого ощущения: ты физически чувствуешь каждое движение персонажа, взмах его кулака или пропущенный тумак. И если поначалу бой проходит на каких-то фантомных рефлексах, то потом ты понимаешь, что в третьей части решает не скорость закликивания врагов мышкой, а умение быстро менять тактику и подстраиваться под ситуацию.
Управление монахом почти тактильно напоминает игру любым классом damage dealer в играх вроде World of Warcraft (на языке нормальных людей: монах очень больно и быстро скручивает всем окрестным чертям рога, но при этом и сам умирает от трех серьезных пинков). Его самая интересная способность, которую мы сразу же повесили на правую кнопку мышки, seven-sided strike. Это совершенно инфернальное комбо из семи ударов, во время которого монах стремительно перемещается от одного врага к другому, перепрыгивая, если надо, хоть десять метров за секунду.
Альтернативный вариант — секретный каратистский прием «взрывающаяся пальма». При нажатии соответствующей кнопки монах проводит серию тайных шаолиньских ударов, после чего над противником появляется иконка с болезненно пульсирующим сердцем: это такой сигнал, означающий, что через три секунды артериальное давление очередного черта зашкалит и он в буквальном смысле лопнет от напряжения. А если в радиусе поражения кто-то был, может и задеть. Еще за час игры и прокачки у монаха обнаружились защитные ауры, отражающие свитки и ослепляющие заклинания — вещи в хозяйстве, бесспорно, полезные, но, конечно, не такие эффектные.
Что особенно приятно, бестиарий Diablo 3 во всем его фирменном многообразии упырей, демонов, ходячих скелетов и прочих чертей постоянно вынуждает менять стиль игры и пользоваться разными тактиками. В одну минуту монах врывается в толпу из двадцати троллей и начинает быстро скакать от одного к другому, а уже в следующий момент аккуратно обходит с нужной стороны какого-то жуткого песчаного осьминога.
Наконец, при более детальном изучении в нашей демке обнаружилось одно небольшое подземелье с кладами и падающими на голову камнями, а также местный райцентр, начисто лишенный любого современного интерактива. Как и встарь, квесты тут выдаются в текстовом окошечке, все NPC намертво прибиты к полу ботинками, а из развлечений — два магазина со свитками и оружием.
Доктор хаос:
1 — Witch Doctor (в русском пресс-релизе почему-то названный просто колдуном) — единственный новый игровой класс, анонсированный в Diablo 3 на сегодняшний день. Внешне выглядит как нечто среднее между мутантом из Fallout и шаманом дикого африканского племени. По натуре, в общем-то, маг, но сам практически не воюет. Активно использует силы природы, призывая на помощь мелких собачек-миньонов, которых усиленно прокачивает защитными заклинаниями и насылает на гадов, словно камикадзе. Также обладает самым крутым заклинанием в истории Diablo-игр — Wall of Zombie: от одного взмаха посохом из-под земли вырастает целая стена длинноруких зомби, которые ловко хватают врагов за пятки и разрывают на куски.
2 — В ближнем бою Witch Doctor в среднем живет не больше десяти секунд, поэтому в разных щекотливых ситуациях использует целый арсенал защитных заклинаний. Конкретно вот это называется Horrify: в течение пяти секунд все окрестные демоны разбегаются от доктора, оставляя в этом хаосе пространство для маневра и время, чтобы вызвать подмогу из-под земли.
3 — Неповоротливые полусгнившие зомби (ghouls), обожаемые всеми фанатами двух предыдущих Diablo, к третьей части научились быстро бегать, бодро прыгать и вооружились зазубренными мечами. Впрочем, такие метаморфозы не прошли даром: зомби стали значительно слабее и убиваются с одного-двух ударов. С другой стороны, теперь они сбиваются в стаи и нападают целыми толпами.
4 — У всех новых Blizzard-сиквелов, будь то StarCraft 2 или Diablo 3, наблюдается один и тот же эффект — на голубом глазу их очень легко перепутать с предыдущими сериями. Но даже несмотря на то, что в третьем Diablo сохранена классическая изометрия, игра активно использует все преимущества полного 3D: адские гады теперь научились карабкаться по стенам и сваливаться на вашу голову с потолка.
С криком «кия!» и ударом ноги:
1. Монах в терминологии Blizzard-игр — это такая типичная, простите, «рога»: он ловко скачет и стремительно бьет гадов сериями точных выпадов, но, к сожалению, сам плохо держит удар и отличается хлипким здоровьем.
2. Специальная иконка над головами некоторых гадов недвусмысленно намекает, что они только что получили промеж рогов специальным заклинанием и не будут атаковать в ближайшие несколько секунд. Самое время для того, чтобы смотаться или провести решающее комбо!
3. По классическим законам Diablo в пустынных локациях роль пушечного мяса в атакующей группе исполняют скелеты. Они точно такие же, как и раньше: хилые, многочисленные и умирающие с одного удара. Но за тот неповторимый характерный звук, с которым их кости рассыпаются по каменному полу, скелетам прощают все.
4. Опасный момент у ворот: медуза обыграла защиту и готовится швырнуть в нас зеленый файербол. Слабый здоровьем монах и двух пинков-то редко выдержит, а на дистанционные атаки реагирует и вовсе болезненно. Именно для таких случаев ему полагается целый арсенал защитных аур и отражающих заклинаний.
5. Многоэтажность Diablo 3 на практике так и оказалась фикцией. Конечно, иногда вам разрешат картинно сбросить со скалы импа или со скандалом и криками спустить скелета с лестницы, но действительно серьезного влияния на геймплей во всем этом, к сожалению, нет.
Diablo 3 — как и любую игру компании Blizzard последних лет — очень просто обвинять в косности и отсутствии новых идей, но то главное, за что все любили предыдущую часть, осталось на месте. Достаточно прямолинейный, но грамотно сбалансированный и шикарно отточенный геймплей все так же заставляет, не моргая, сидеть у монитора, а концентрация событий настолько высока, что обращать внимание на то, что на самом деле правила этой игры мало поменялись за последние тринадцать лет, просто не остается времени. Впрочем, как и со всем, что связано с последними играми Blizzard, это наверняка к лучшему.(источник)